3.Бизнес-модели в инфокоммуникациях.
Существующий инфокоммуникационный рынок представлен следующими участниками, предоставляющими и потребляющими услуги:
Операторы связи (NP), владеющие средствами производства ТК-услуг, т.е. сетями и системами связи, а также средствами управления
Операторы (провайдеры, т.е. продавцы) контента (CP). Типичные примеры контента: содержимое Web- и ftp-сайтов, TV- программы, FM, МР3 и другие аудио-треки, рингтоны, различные БД, Интернет-магазины и т.п. Типичный пример СP – ngs.ru, rbc.ru, citforum.ru…
Операторы услуг (SP), владеющие сервисными платформами, например Call-центром, интеллектуальной платформой, системой биллинга, узлом Интернет и т.п. Типичный пример SP – такие ISP как Sinor.ru, Mbit.ru, Rambler.ru, Google.com,
Клиенты (Cl), потребляющие услуги теле- и инфокоммуникаций – Поставщики телекоммуникационного оборудования
Различные регуляторы рынка (например, государственные организации типа Связьнадзора)
Различные посредники (брокеры - Br) Эти участники рынка находятся в сложных взаимоотношениях между собой, причем модель этих взаимоотношений в настоящее время претерпевает самые значительные изменения за все время развития телекоммуникаций.
Отношения между участниками рынка. Можно выделить 4 основных модели
В радио- и телевещании CP-SP-CL
В мобильных коммуникациях CP-SP-Cl
В Интернете CP-Br-SP-Cl
В ТфОП SP-Cl
Среди моделей наиболее соответсвует рыночным отношениям модель в моб. коммун.
Перспективная бизнес-модель
Перспективная модель, предлагаемая ISO-ITU-T в серии рекомендаций по построению глобального информационного общества (GIS) предусматривает свободное развитие рынка инфо- и телекоммуникаций, что невозможно без конкуренции на всех этапах от производства контента до доведения его до конечного потребителя. Таким образом, перспективная модель, к которой постепенно движется инфокоммуникационный рынок, будет выглядеть так:
Перспективная бизнес-модель имеет следующие преимущества:
дает возможность клиентам выбирать сетевых операторов и сервис-провайдеров
предполагает конкуренцию между сервис-провайдерами, между сетевыми операторами
конкуренция в борьбе за клиента гарантирует качество предоставляемых услуг, расширение спектра этих услуг с целью повышения ARPU – среднего дохода с абонента.
Инфоком. Технология предполагает разделение телеком. и сервисов.
Тенденция на рынке инфокоммуникаций: SP предоставляет узлы служб, серверы для хранения, обработки и продажи контента. CP размещают свой информационный контент на тех серверах, где условия продаж лучше, дешевле размещение, раскрученный CP. Для доступа к этим инф. ресурсам CP сами решают через какого оператора NO выгоднее продавать контент – дешевле плата за трафик, больше скорость доступа и тд.
Договор с клиентом заключают сервис-провайдеры SP. Они покупают услуги у операторов сети, комплексируют их под конкретные потребности клиентов, добавляют контент и продают конечным пользователям Cl. В итоге в инфокоммуникации возникает принятая во всех рынках модель:
оптовая торговля (трафиком);
розничная торговля (сервисами, служащими источниками трафика).
Конкуренция заставляет оператора сети предоставлять свой ресурс многим сервис-провайдерам, только так он сможет обеспечить наполнение своей сети трафиком. Если оператор и сам занимается продажей услуг, то ему невыгодно конкурировать по цене с теми c SP, которые используют его сеть.
Однако, транспортные услуги еще долго будут потребляться сами по себе.