45.Назначение и основные характеристики стандартов MRP, MRP-II, ERP, CSRP
В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения.
Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач.
В результате поиска решений в области автоматизации производственных систем родилась концепция планирования потребностей в материалах (MRP – 60-е годы).
Результатом являлись повышение производительности труда и понижение конечной цены готовой продукции, что отражалось на конкурентоспособности и рентабельности компании.
Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий.
Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning).
MRP II разработан в США и поддерживается американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS).
APICS регулярно издает документ "MRP II Standart System", в котором описываются основные требования к информационным производственным системам.
Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989 г.
MRP II - это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия.
Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый.
MRP II Standart System содержит описание 16 модулей:
- Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).
- Demand Management (Управление спросом).
- Master Production Scheduling (Составление плана производства).
- Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).
- Bill of Materials (Спецификации продуктов).
- Inventory Transaction Subsystem (Управление складом).
- Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).
- Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).
- Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).
- Input/output control (Контроль входа/выхода).
- Purchasing (Материально техническое снабжение).
- Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения).
- Tooling Planning and Control ( Планирование и контроль производственных операций).
- Financial Planning (Управление финансами).
- Simulation (Моделирование).
- Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).
Краткий состав модулей MRP:
- Планирование развития бизнеса
- Финансы / бухгалтерия
- Финансовый анализ и планирование
- Планирование продаж
- Планирование потребностей в сырье и материалах
- Планирование производственных мощностей
- Планирование закупок
- Выполнение плана производственных мощностей
- Выполнение плана потребности в материалах
- Осуществление обратной связи
В середине 90-х был введен в обращение термин ERP-системы.
ERP-методология представляет собой надстройку над MRP, нацеленную на оптимизацию работы с удаленными объектами управления (филиалами предприятия).
MRP и ERP системы охватывают большую часть производственного цикла, часть логистического цикла, с точки зрения планирования и управления стоимостью.
Хотя в некоторых системах ERP поддерживаются системы сервиса и конфигурирования, но они, как правило, мало интегрированы с другими частями системы.
В частности они не позволяют получать сквозную систему планирования и анализа себестоимости по всему жизненному циклу товара. MRP и ERP стандарты реализованы во многих программных продуктах, среди которых выделяются бренды:
ERP-система R/3 от фирмы SAP
ERP-система под общим названием Oracle Application от фирмы Oracle (внедряемая, в частности в рамках предприятий, входящих в холдинг «Связьинвет»)
В конце 90-х годов разработана концепция CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с клиентом.
Критичная для покупателя информация динамически интегрируется в основную деятельность предприятия.
После этого информация о критичных предпочтениях покупателя сохраняется в центральной базе данных о потребителях, которую могут использовать подразделения обслуживания покупателей, технического обслуживания, исследований, планирования производства и другие.
CSRP (customer synchronized resource planning) захватывает весь жизненный цикл продукции.
Это очень важно с точки зрения управления стоимостью.
CSRP – была предложена компанией SYMIX.
Сущность данной концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией надо учитывать не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все ресурсы, которые обычно рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные".
Это ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и "текущей" работы с клиентом, послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховых ресурсов, то есть всего "функционального" жизненного цикла товара.
Это приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативно реагировать на изменение желаний потребителя.
Важнейшее значение для управления взаимоотношениями с поставщиками имеет модуль конфигуратора продукции, который позволяет оперативно и точно оценить стоимость заказа конкретного товара для конкретного потребителя, причем не только с учетом включения отдельных опций в товар, но и с учетом технологического процесса, специально разработанного для выполнения конкретного заказа.
Интеграция покупателя в процесс производства - это основа идеологии и главное достоинство CSRP.
Информация о том, что действительно требуется, что работает, а что нет, что будет продаваться, а что нет - исходит от покупателя.
Задача подразделений продажи и маркетинга - понимать нужды покупателей и пытаться предложить соответствующее их решение, создавать спрос.
Кроме того, они владеют ценной информацией о новых рыночных тенденциях, давлении конкурентов, о проблемах обслуживания покупателей, ценообразовании и спросе. CSRP - это первая бизнес методология, которая включает деятельность, ориентированную на интересы покупателя, в ядро системы управления бизнесом.
Впервые предложена методология ведения бизнеса, основанная на текущей информации о покупателе.
CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства к планированию заказов покупателей.
В качестве практической реализации клиент-ориентированных технологий управления предлагается интеграция CRM-систем c ERP-системами.